История о том, как лимиты OZON на новые карточки товаров застопорили бизнес.
UPDATE 14:06 МСК 20.03.2025. Данный материал опубликован 19 марта 2025 года и описывает неожиданно возникшие 18 марта ограничения у ряда продавцов на добавление новых карточек товаров. Но уже 20 марта OZON скорректировал эти ограничения в пользу продавцов. Спасибо Озону за оперативную реакцию!
Я решил поделиться нашей историей, чтобы привлечь внимание к проблеме, с которой, вероятно, сталкиваются многие малые бизнесы на Ozon.
Мой старший брат - букинист. Букинистика - его страсть и дело всей его жизни. Он настоящий профессионал, которому удалось превратить книжное хобби в пусть и не срывающий с неба звезды, однако же стабильный бизнес.
Летом 2022 года Андрей решает выйти на маркетплейсы и уже в сентябре выбор его падает на удобный и внимательный к продавцам и покупателям Ozon. А я начинаю помогать ему решать технические вопросы: по сайту, софту для склада и другим мелочам. И я совру лишь в незначительных деталях, если скажу, что до недавнего времени всё шло хорошо. OZON - один из лучших бизнес-партнеров для любого производителя или продавца. За пару лет бизнес моего брата вырос в том числе благодаря OZON. Свой маленький склад, несколько сотрудников.
Живем себе спокойно, не шалим, никого не трогаем, починяем примус. И внезапно, как гром среди ясного неба, "стена" в виде лимитов на количество карточек товаров.
Почему внезапно?
Мы и до этого момента видели информацию о лимитах, Ozon её не прячет:
Однако, содержимое базы знаний всё это время попросту вводило нас в заблуждение. Ведь наша работа на Ozon началась до указанного срока 22 декабря 2022 года. И не на день или два, а на два месяца - работа уже кипела в сентябре. Именно поэтому этот вопрос был помечен нами как нас не касающийся. Допускаю, что если бы не эта деталь с датой - мы били бы в набат заблаговременно.
Конечно, первым делом отправились в поддержку Ozon!
Ответ:
— 5 000 000 рублей выручки... эээ... и сколько показывает наш текущий счетчик? — Расчёт на следующие 5 миллионов идёт после каждого пересчёта лимита.
Т.е. отсчет начинается через 3...2...1, поехали! Пока что 0 рублей.
Суть проблемы: блокировка бизнеса из-за странных лимитов
Казалось бы, решение найдено - продай на 5 млн рублей и готово! Но за этим решением скрывается некоторый абсурд. Для нас 5 000 000 рублей выручки – это примерно 6 месяцев работы. Накопить 5 миллионов, чтобы получить прирост лимита в 10 000 наименований, займет критически долгое время. Фактически, это не только парализует развитие, а просто останавливает работу. Наш маленький коллектив оказывается под угрозой увольнения.
А какой лимит?
А какой лимит-то? - спросите вы. А мы ответим: "20 000 карточек товаров". И с пониманием отнесемся к вашему искреннему удивлению. Какой же такой у нас маленький книжный магазинчик, если лимит в 20 тысяч стал критично малым?!
Здесь, уважаемый читатель, вам придется сделать то, что никак пока не хочет сделать поддержка Ozon - вникнуть в нюансы конкретного крохотного бизнеса в узкой нише, чтобы понять почему так получается, что 20 000 наименований - это для нас мало. А дело тут не только и не столько в нас.
Сначала следует пояснить, что на 99% ассортимент магазина моего брата составлен из Second-hand книг. И знаете как часто наши товары бывают НЕ в одном единственном экземпляре? Практически никогда! Таких случаев - на пальцах двух рук за 2,5 года работы. Андрей иногда рассказывает мне, как очень много лет назад вот точно такая же книга попадалась ему в руки... но это бывает раз в году. А-то и реже. Но уникальные наименования - это только полбеды, даже четверть.
На самом деле в каталоге магазина в моменте редко бывает выставлено больше 4000 - 6000 наименований, т.е. лимитов хватало бы, если бы Озон позволял удалять ненужные карточки! Но всё, что вы можете сделать с карточкой товара - перенести её в Архив. И это действие никоим образом не влияет на количество карточек в рамках лимита. И из Архива карточку тоже нельзя удалить!
Иначе говоря - любой продавец, торгующий в нише, где товары имеют сотни миллионов наименований, а дважды с одним наименованием попадаются примерно никогда, столкнется с потолком лимитов Озон. За 2,5 года наш маленький магазин медленно, но верно накопил достаточно старых никому не нужных карточек, которые стали мертвым грузом, тянущим наше дело (и нас заодно) на самое-самое дно.
Почему так?
Мне, как разработчику, сложно понять логику Ozon. Зачем ломать то, что работает? Неужели выгоднее избавиться от партнера, чем гибко подходить к решению его проблем?
Видим, что Ozon часто отзывается на письма страждущих здесь на VC. Надеемся привлечь внимание к проблеме и получить если не решение, то хотя бы совет или комментарий.
В сухом остатке:
- Во-первых, справка Ozon гласит, что мы вовсе не должны были попасть под лимиты!
- Нам НЕ нужно более 20 000 карточек, нам нужно гораздо меньше. Но у нас нет возможности удалять старые ненужные карточки, чистить каталог самостоятельно.
- Поддержка здесь, увы и ах, может только прислать отписку, ткнуть в справку и пожелать удачи, это понятно.
- Нам бы подошла схема увеличений лимита на 500 единиц за каждые 100 000 рублей выручки. Но не 5 000 000, тем более так резко! Нас фактически поставили перед фактом, что новый товар вы не выставляете, но продавать будьте добры, и не на 100 000 или 500 000, а сразу на 5 миллионов рублей!
Вообще последний пункт - отдельная тема для вопросов. Т.е. абстрактный продавец, который больше времени посвятил развитию своего магазина и самой площадки Озон, раньше доверившийся маркетплейсу и имеющий в среднем более надежную репутацию - получает очень странную привилегию: вместо 25 000 наименований за каждые 5 миллионов рублей выручки - только 10 000! И в довесок он получит их только когда полностью покроет этот показатель, а не постепенно в поддерживающем режиме.
Где-то люди привыкли к дискриминации по половому признаку, цвету кожи, акценту речи, годовому денежному обороту, возрасту. Но по дате регистрации на сайте - вижу такое впервые.
Сложившаяся ситуация вызывает фрустрацию и обескураживает. Фактически наша работа сейчас парализована. Пытаемся что-то делать и сохранять спокойствие.
Какие решения доступны прямо сейчас?
Пока только одно! Редактирование старых карточек товаров. Но, к сожалению, этот "костыль" имеет ряд недостатков:
1. Ну, это просто не так должно работать. Это неправильные пчёлы и они делают неправильный мёд.
2. Получается, что в магазин как бы совсем не поступают "Новинки". Мы просто пополняем складские остатки старых позиций!
3. В 30% случаев, пока по непонятной закономерности карточка "отлетает" в "Ошибки" с пояснением: "Вы отредактировали карточку так, что получился другой товар. Создайте для него новую карточку. (Создайте новую карточку для данного товара)". Спасибо, кэп!
А что, если мой брат откроет новый магазин на Ozon? Какой лимит будет установлен? Ответ техподдержки Ozon поразил: лимит будет таким же, как в текущем кабинете и его увеличение также произойдет только после достижения 5 000 000 рублей выручки. Получается, что Ozon целенаправленно загоняет нас в угол, не давая возможности развиваться? Ведь со старым магазином уйдут и пусть и не многочисленные но совершенно честные отзывы, подписчики магазина и его репутация. А имеющиеся сейчас карточки просто лягут грузом на инфраструктуру Озон. Какой вообще в этом для всех смысл?
Кто виноват?
Конечно, у всего есть причины. Каталог Озона не просто большой. Страшно представить инфраструктуру, которую нужно поддерживать, чтобы всё это работало. Понятно стремление держать под контролем соотношение количества к качеству внутри каталога. Совершенно понятен сам факт наличия лимитов. НО! Почему продавец не может удалить старую карточку? Будет 404? Ну, не удаляйте её из системы, оставьте. Просто продавцу она больше не нужна, сделайте что-то: скройте, перенесите в "Корзину". Но продавец хочет воспользоваться своим лимитом, хочет поддерживать порядок в своем каталоге, почему нельзя позволить ему это?
Может всё просто и это такая странная попытка продать рекламное продвижение? Но мы не успеем, Ozon! Полгода без новых товаров плюс необходимость инвестиции в рекламу и требования о продажах на 5 миллионов рублей - для нас это было бы не просто смело, а песец как смело! Если честно, это ощущается просто как насмешка с ухмылкой на вашем красивом благородном лице.
Что мы предлагаем: немного внимания к продавцам
Мы не просим привилегий. Мы просим справедливости и разумного подхода. Мы предлагаем Ozon рассмотреть следующие варианты:
- Пересмотреть лимиты для некоторых категорий товаров. Уверены, не только second-hand книги обладают такой высокой степенью уникальности наименований.
- Позволить продавцам перейти на более поступательную систему увеличения лимитов в 500 товаров за каждые 100 000 рублей выручки. Это разумные цифры, доступные в разумные сроки.
- Увеличить прозрачность. Актуализировать базу знаний ПРЕЖДЕ чем накладывать ограничения на кабинеты продавцов, а также дополнительно и заранее информировать о ключевых изменениях. Чтоб не было как снег на голову.
- Дать совет, что нам делать прямо сейчас?
Ozon, что происходит?
Уважаемый Ozon, что происходит? Зачем вы таким странным образом усложняете жизнь своим партнерам? Почему внезапно ставите перед фактом? Мы хотим планомерно развиваться и приносить вам прибыль, но без чуткого внимательного отношения сотрудничество постепенно начинает складываться вопреки, а не благодаря. Готовы ли вы пойти навстречу и совместно найти решение, которое будет выгодно обеим сторонам?
Наша история – это история о том, как дистанция между клиентом и лицами принимающими решения могут парализовать отработанное годами взаимодействие. Мы надеемся, что этот пост привлечет внимание OZON к проблеме и поможет другим предпринимателям, столкнувшимся с подобной ситуацией. Давайте вместе искать решения и строить взаимовыгодное сотрудничество! Коллеги, поделитесь своей историей! Или мы одни с такой проблемой? OZON, а вы? Ответите что-нибудь? Пожалуйста!