Как делегировать работу и собрать команду для управления бизнесом на маркетплейсах

В этой статье поделюсь своим опытом, как отбирал и нанимал людей для управления бизнесом на маркетплейсах. В конце поделюсь тестовым заданием, которое я даю соискателям на позицию менеджера проектов при приеме на работу.

Я не идеальный пример крупного руководителя – в моей команде пока 19 человек, из которых четверо занимаются бизнесом Wildberries – 2 менеджера «на все руки», которые занимаются основными операционными задачами, ресерчер, который ищет и анализирует товары, и логист, который отвечает за отгрузки на маркетплейс и работу с препцентрами.

Я не строю сложных систем управления и почти не провожу обучение. Пока мы не сильно выросли, мне хватает того, что есть. Естественно, я понимаю, что всем этим придется заниматься с ростом масштаба.

В этой статье я поделюсь своим опытом работы с командой, а также дам пару советов, которые открыл для себя сам, когда только учился делегировать задачи.

Зачем нужна команда?

Наличие команды – показатель того, что вы занимаетесь бизнесом, а не просто работаете, как самозанятый.

Упаковка, маркировка, работа с документами, отправка, изготовление товаров – начинающий селлер делает все сам. Взвалить все на себя – равно потерять свое время, а значит потерять и деньги.

С ростом оборота, масштабированием на несколько площадок вы просто не будете все успевать – в сутках всего 24 часа

Помните, что вы все-таки строите бизнес, а в бизнесе нужно учиться делегировать. Необязательно нанимать целую команду со старта – наймите фрилансеров на определенную работу, отдайте логистику на аутсорс, закажите профессиональный дизайн карточек товара – издержки будут незначительны, а времени освободится масса.

«Нужна ли команда моему бизнесу?»

Еще один частый вопрос, который я получаю. Я не знаю и не смогу вам этого подсказать.

Только вы знаете все нюансы вашего бизнеса, возможность платить сразу за фуллтайм работу или нанимать фрилансеров на отдельные задачи и будет ли потенциальный рост от найма дополнительных ресурсов.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com&postId=337831" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">unsplash</a>
Источник: unsplash

Это не значит, что нанимать команду вам нужно сразу со старта – первое время я тоже работал самостоятельно. Далее уже начал делегировать и нанимать людей, чтобы не заниматься операционными задачами.

Так если вы можете позволить себе купить экспертность человека и в дальнейшем это окупится – делегируйте и нанимайте команду.

О страхе делегирования

«Я не знаю, как контролировать команду / отдам пароль, и у меня все украдут / буду платить, а они ничего не будут делать» – и другие причины для отказа доверить свой бизнес другим людям.

У меня тоже был страх делегирования, поэтому я не подскажу универсального решения этой проблемы. Мне помог личный пример одного из друзей, с которым я начинал торговлю на Amazon в одно время, но за счет делегирования задач он вырос быстрее.

Я подумал:

«А почему я так не могу?»

Так и решился.

Начал искать людей, общаться, размещать вакансии. Пока вы сами не попробуете, не совершите какие-то ошибки, никто не сможет вам помочь справиться со страхом делегирования.

Если взять российские маркетплейсы, то обучить команду достаточно легко – пока что не требуется знание серьезных тонкостей – лишь дисциплина и внимательность.

Отсеять бездельников и плохих людей вам поможет грамотное тестовое задание – о нем я поговорю подробнее дальше. Толковый менеджер не сможет натворить уж совсем что-то катастрофичное, даже если сделает ошибку после приема на работу.

Кто нужен на старте?

Первым делом я бы посоветовал нанять менеджера, который возьмет на себя операционные вопросы: отгрузку, заполнение карточек товара, отслеживание цен и рынка и так далее. Возможно, продвижение лучше доверить уже отдельному специалисту с опытом.

Естественно, я советую не начинать работу со своего склада – это лишний геморрой. Я начинал именно так, и это было постоянное сжирание денег. Отдайте логистику на аутсорс и не парьтесь.

Для команды не нужен и офис – 2 года пандемии доказали, что люди могут работать на удаленке, не теряя эффективности, а значит вам не нужно тратить лишние деньги. Настройте CRM, создайте работающую коммуникацию внутри команды – и все будет окей.

Как и где искать людей?

Зачем я веду проекты, развиваю соцсети и вообще выпускаю эти статьи? Одна из причин – это то, как сильно личный бренд помогает найти нужные контакты и даже упрощает найм людей. Я сразу получаю отклики соискателей, которые уже заинтересованы в работе со мной или работе на маркетплейсах и хотя бы немного погружены в тему.

Это не значит, что вам срочно нужно стать блогерами – просто заведите как привычку регулярно рассказывать своей аудитории о том, чем вы занимаетесь. Многим это действительно интересно.

Другой вариант: поиск людей в профильных группах в FB и телеграм-каналах. У многих будет маленький опыт работы, и это нормально – в России торговля на маркетплейсах стала популярной сравнительно недавно. Обучить толкового человека работе с ними будет легко.

Не переживайте, если человек из вашей команды будет работать где-то на стороне – это окей, если ваши задачи он эффективно выполняет. Пусть развивается и набирает разносторонний опыт. Суперсекреты ведения бизнеса у вас никто не выкрадет.

На каких условиях работает команда?

Не предлагайте сразу большую зарплату на старте, особенно если понимаете, что загружаете человека не на фуллтайм. Я сторонник того, чтобы с повышением нагрузки повышать и оплату, потому что это мотивирует людей.

Не нужно прописывать в условиях обязательное сидение у компа строго 8 часов в день – это полный бред. Выставите KPI, обговорите комфортный вариант связи и пропишите четкие понятные задачи, за выполнение которых вы платите деньги.

Кого искать?

Делюсь несколькими «красными флагами», на которые обращаю внимание я при отборе людей в команду. Такой соискатель точно не попадет ко мне на работу:

1. Сходу спрашивает «сколько платите». Деньги, безусловно, очень важны и это нормально, но если человеку неинтересно, чем он будет заниматься и где работать, то и эффективности от него ждать не придется.

2. Резюме не содержит результатов или человек не может рассказать об опыте работы в свободной форме. Часто строго оформленное резюме может быть скопированным, поэтому соискатель должен уметь просто и понятно рассказать о своем опыте и подкрепить результатами.

3. Не справляется с тестовым заданием. Да, иногда тестовое задание дать сложно, но в большинстве случаев на вакансию менеджера по работе с российскими маркетплейсами можно дать соискателю несколько кейсов по операционке и уже сделать выводы о том, справится ли он с рабочими задачами или нет.

Примером тестового задания я делюсь с подписчиками моего аккаунта в Инстаграм – @shapkinnikolay. Подпишитесь и напишите мне в директ: «проверочное задание для менеджера маркетплейсов», и я поделюсь им с вами.

Друзья, а как вы набирали команду? Были ли интересные кейсы с соискателями?

3737
4 комментария

Любопытно. Жаль, что для того чтобы глянуть задание нужно ещё танец с бубном исполнить.

2
Ответить

Ну ради этого и пишутся статьи))

2
Ответить

2 секунды вашей жизни конечно это не стоит)

Ответить