Интернет для приёмки за свой счёт и перерыв в уборной — там нет камер: как работают в агентских ПВЗ и на складах Ozon
Главное из выпусков YouTube-шоу «Все работы хороши», где разбирают условия труда в разных компаниях.
Трудоустройство
- ПВЗ Ozon делятся на два типа: одними управляет сама компания, другими — франчайзи, поэтому их называют агентскими. В первых сотрудники заключают официальный трудовой договор, в остальных работают либо по ГПХ, либо «просто так».
За первую неделю у меня не попросили паспорт, со мной не подписали никаких договоров. Ты просто есть — существуешь в этом ПВЗ.
Стажировка
- Обучение не оплачивается и идёт «по ходу дела»: сотрудник либо изучает текстовые и видеоматериалы от Ozon, либо учится у коллеги, который необязательно пришёл задолго до новичка. «Стажировка не регламентирована, [поэтому проходит так], как чувствует человек», — рассказывает работник ПВЗ.
Зарплаты
- В официальных ПВЗ зарплата за 12-часовой рабочий день с графиком «два через два» может составлять 26-30 тысяч рублей. В агентских — 13 тысяч. Попасть в «материнские» пункты при этом почти невозможно.
Из беседы кандидата с руководителем ПВЗ франчайзи:
— На «Авито» сказано «15 тысяч рублей». Так и будет выходить?
— Я вам объясню. Зарплата указана исходя из 1000 рублей в день, но из этого нужно вычесть 13% подоходного налога. Получается 870 рублей. Отвечая на ваш вопрос... будет 13 тысяч с копейками.
Штрафы
- Независимо от того, подписывал сотрудник трудовое соглашение или нет, он автоматически становится материально обязанным. При этом полного списка нарушений, за которые он должен будет платить, нет. «Сперва ИП получит штраф, а потом будет пытаться спихнуть его на вас», — поясняет автор ролика.
- Сотрудников лишали части выплат за то, что клиент не видел их на рабочем месте и жаловался в техподдержку, — в одном из таких случаев вычли 1000 рублей. Некоторые собеседники «Все работы хороши» рассказывали, что из-за разных вычетов «уходили в минус на 10-30 тысяч рублей».
- Одна из популярных схем, которые стоят работникам денег, — подмена заказов. Мошенник покупает подделку брендового товара, заказывает оригинал на Ozon, приходит в ПВЗ в час пик и после примерки вместо оригинала возвращает подделку, ссылаясь на неподходящий размер или фасон. Доказать вину клиента невозможно, жалуются работники.
Я оттуда уволилась — деньги мне никто не выплатил из-за «минуса» в 10 тысяч рублей. Другая девочка ещё осталась его отрабатывать.
Условия в ПВЗ
- Они разнятся от пункта к пункту, но многие жалуются, что ПВЗ «буквально предоставлен одному тебе». Иногда сотрудникам приходится покупать за свой счёт не только форму, но также бумагу, швабры и моющие средства, потому что владелец ничего не предоставляет.
Однажды в ПВЗ отключили интернет. Я связалась с начальником, на что он ответил: «Подключись через свой мобильный интернет». Я объяснила, что у меня нет денег на телефоне. Мне намекнули, мол, будь добра — пополни счёт, чтобы можно было совершить приёмку.
- Официальных обеденных перерывов, как отметили собеседники проекта, нет. «Мы вывешивали объявление о перерыве на 15 минут, но люди чуть стёкла нам не разбивали», — рассказывает одна из сотрудниц. Не во всех пунктах также есть туалет. «Мы ходили в соседнюю аптеку, где на нас косились все сотрудники», — вспоминает другая.
Компания очень жадная. У меня сломался стул — обычный, офисный. Ей пишешь, а она: «Да-да, информацию передали, ждите». Но стула всё не было, поэтому мы с напарником нашли его сами. У нас недалеко от точки есть мусорник. Я пришёл, смотрю — стул полуразваленный, крутящийся. Вот три месяца на нём и сидели.
- Точного время поставок нет. Иногда машины приезжают в разгар смены и, так как сами спешат, требуют от сотрудников подписать бумаги о полной приёмке не глядя — «а потом делай что хочешь».
Трудоустройство
- Сотрудники устраиваются на склады двумя способами: через сам Ozon и через аутсорсинговые компании. Ozon пишет, что доля тех и других равная, но сотрудники говорят, что 80% — это аутсорс. В первом случае работников устраивают по трудовому договору, во втором — по ГПХ.
Каждый курьер Ozon — ИП или самозанятый. Это сделано, чтобы они не [жаловались]. Официально трудоустроенные сотрудники были недовольны зарплатой и устроили забастовку. Ozon сказал, что принимает условия, а через месяц, когда всё успокоилось, всех уволил.
Зарплата
- Работники, устроенные через Ozon, могут получать в среднем 42 тысячи рублей, а без штрафов и с премией — 55-60 тысяч. На аутсорсе зарплата меньше. В среднем за смену сотруднику платят 1800-2500 рублей (при графике «два через два» в среднем это 27-37,5 тысяч рублей в месяц — vc.ru).
- Иногда сотрудников лишают смен. «У меня такое было: приезжаешь на работу, переодеваешься, приходишь на летучку, а начальник говорит: “Вы мне тут не сдались, сегодня работы мало, езжайте домой”», — рассказывает один из них.
Тебя могли послать домой, потому что у них заявка в сумме на 150 человек, а приехало с разных компаний 200. Вот эти 50 человек — либо с одной компании, либо с разных по десять, — «убирались». Автобус, который привёз тебя утром, уже уехал, и ты добирался домой за свой счёт.
Условия на складе
- По словам собеседников «Все работы хороши», у трудоустроенных через Ozon и аутсорсинговые компании разные входы и раздевалки. У первых есть личные шкафчики на замках, умывальники и душевые. У вторых нет душа, шкафчики ломанные и далеко не всегда личные, а телефоны сдают в общий ящик.
- Присесть некуда, а если опереться на стол хоть на минуту, сотрудника отследят по камерам и пошлют к нему начальника — чтобы тот пригрозил штрафами и увольнением. По этой причине сотрудники «либо работают, либо делают вид, что работают».
Проблема решалась просто: люди ходили в [уборную] спать. Заходишь в кабинку, опускаешь крышку унитаза, садишься — и дрыхнешь.
Премии и штрафы
- Размер надбавок зависит от количества «пиков» сканером. На одних складах план 3000, на других — 4200. Выполнить его удаётся не всегда. Так, у одного из сотрудников за три часа было всего 40 «пиков» — всё это время он перетаскивал три тонны соли с этажа на этаж, «но перевес никого не волнует».
Сотрудников также могут наказать за отдых на рабочем месте блокировкой сканера на несколько часов.
- Штрафуют и за ошибки, говорят собеседники. Например: сотрудник упаковал красную майку вместо синей. Если это заметили до отправки в ПВЗ, ошибку считают технологической и снимают за неё 500 рублей. Если клиент уже получил товар и возвращает его или оставляет себе, но пишет жалобу, ошибку считают критической — она «стоит» 5000 рублей. Три технологические ошибки приравнивают к одной критической.
- В страхе потерять деньги, сотрудники порой неаккуратно обходятся с товарами. «Просто берут [коробку с хрупким предметом] — и забрасывают трёхочковый», — вспоминает один из них. Но другие поясняют: если раскладывать посылки аккуратно «как задумано», ночная смена не успеет закончить с приёмкой.
Проверки на выходе
- Обязательного и повсеместного «шмона» нет. Раздеваться до белья и иногда снимать его просят только тех, кто работает в «закрытой зоне» — где складируют дорогую технику. В остальных случаях для этого нужны основания.
- Впрочем, даже обычные проверки остаются проблемой, поскольку из-за них не все успевают на корпоративную развозку, а поездки на такси обходятся порой дороже 1000 рублей. Иногда в очередях по 200 человек доходит до драк.
Выхода [со склада] два: один — для тех, кто официально устроен в Ozon, и другой для аутсорса. Охранники проверяют медленно. Если кто-то начнёт возмущаться, они начинают специально задерживать этих людей.
Штрафуют и за ошибки, говорят собеседники. Например: сотрудник упаковал красную майку вместо синей.
Ну тут как бы все по делу.
В страхе потерять деньги, сотрудники порой неаккуратно обходятся с товарами. «Просто берут [коробку с хрупким предметом] — и забрасывают трёхочковый», — вспоминает один из них.
За такое все эти штрафы и прочие как бы по делу.
Ну тут как бы все по делу.
Таки да?
сли это заметили до отправки в ПВЗ, ошибку считают технологической и снимают за неё 500 рублей. Если клиент уже получил товар и возвращает его или оставляет себе, но пишет жалобу, ошибку считают критической — она «стоит» 5000 рублей.
Возврат собственной курьерской службой стоит 5 рублей? Даже если учитывать следующее плечо в виде отправки поставщику по FBS?
За такое все эти штрафы и прочие как бы по делу.
Ну, да. Работник выходит практически в ноль и ему похуй становится на качество сервиса.
Понимаете, _любые_ штрафы - "по делу". Другое дело, что их нужно очень умно применять. Чтобы вместо мотивации не получить демотивацию.
Комментарий недоступен
Мощно! Работать и при этом оставаться должным работодателю, это, конечно, высший пилотаж.
А вообще уже назрела необходимость ведения таблички: озон, вб и ям — где жёстче и по пунктам баллы ставить.
так автор "все работы хороши" вроде уже сделал же, или вы про другое?
Если уводиться, то хрен тебе что работодатель сделает. Ну не считая незаконных физических способов воздействия, конечно.
ха-ха