Отзыв селлера о работе с маркетплейсом Ozon
В одно время, когда маркетплейсы начали набирать популярность и все ритейлеры, "торгаши", онлайн и оффлайн магазины ринулись продавать свою продукцию на площадку, многие называли Ozon — убийцей интернет магазинов.
Так ли это, или Озон все же дает дополнительный толчок развитию Вашего бизнеса по продажам?
Из своего опыта хочу сказать, что занимаюсь продажей на маркетплейсах с конца 2020 года — Озон, Яндекс и Алиэкспресс. И, Озон, насколько знаю, показывает лучшие финансовые результаты, и даже вышел на IPO. Но, именно Озоном и его финансовой политикой я недоволен более всего. Об этом мой пост.
Комиссии, продвижение, акции и цены.
Не секрет и вполне логично, что комиссионер берет свой процент за продажу. У Озон он в среднем составляет 10%. Вроде бы не сильно много, на первый взгляд. НО! Чтобы продать свой товар, чтобы его купили, выбрали среди конкурентов мало просто заплатить комиссию, без рекламы и продвижения не обойтись. И вот тут начинается самое неприятное.
Инструмент "продвижение": это как "трафареты", так и "продвижение в поиске". Трафареты делятся на "оплату за просмотры" и "оплату за клики". Систему эту изменили относительно недавно и раньше она была более прозрачна. Оплачивая тысячу просмотров остается загадкой, как именно продвигается твой товар и продвигается ли? Ведь угодить всем продавцам, кто заплатил за продвижение, не просто. Только и успеваешь фиксировать убытки, заглядывая в инструмент продвижение. За неделю набегает несколько тысяч рублей, а результат близок к нулю. При этом нижний порог трат в день завышен, нельзя его ограничить суммой, например , в 100 рублей. Т.е. вполне себе можно потратить за каждурю рекламную кампанию в день несколько тысяч. И, чтобы оставаться конкурентным ставку приходится повышать, а повысив до небес через пару дней может оказаться что конкурентная ставка опустилась, а ты впустую платишь по завышенной ставке за просмотры.
"Продвижение в поиске" - тут тоже не все радужно. Казалось бы - поставил процент с продажи и оплатил за этот инструмент уже при продаже. Но, конкурентная ставка начинается для моего товара от 11%! Что не мало, позже объясню почему.
Отзывы за покупку. Со слов представителей Озон - хороший инструмент для продвижения карточки товара. Согласен, но, если запустить этот инструмент, то за один отзыв можно заплатить от 100 и до 300 рублей. А если этот товар стоит всего 500??. Да, и автоматическую программу "сбор первых отзывов" лучше не запускть. Будете шокированы итоговой стоимостью.
Попросить покупателя в чате оставить отзыв при получении - боюсь Озон этого не допустит. В правилах запрещено, насколько знаю, обмениваться с покупателем подобной информацией.
Но, и этого бывает мало. Чтобы продать товар (качественный, с хорошо заполненной карточкой) нужно еще - запустить бонусы продавца, акции, оплату по Озон карте. Иии.. Ура - продажи идут! но, мы работаем ради работы :) А, Озон при этом не плохо себя ощущает .
Единственное, за что можно скзаать спасибо маркетплейсу - продвижение за счет Озон - делается скидка на товар, а Озон компенсирует разницу. Но, не весь товар можно продавать ниже РРЦ и МРЦ (минимальной розничной цены).
Но, и это еще не все. Если цена на товар указана строго розничная, то Озон, ссылаясь на другие площадки, на которых цена на товар в данный момент ниже по причине проводимой разовой акции, считает, что ваша цена завышена, и понижает в рейтинге Вашу карточку. Озон это объясняет тем, что "рыночная цена на товар" допустим 2000р, а вы продаете за 2300. Хотя рыночная цена и цена по акции - по мне это разное.
Бывает даже такое, что тебе пишет или даже звонит Озон и начинает учить - чтобы продавать нужно снижать стоимость! меня после такого конечно же бомбит! Тем более что, хорошие, качественные бренды следят за рыночной ценой и запрещают демпинговать, иначе можно лишиться условий у поставщика/производителя.
Не забываем также, что Озон еще берет за доставку товара и за эквайринг...
А если сам товар стоит 200 рублей, а доставка 50? Хм..
Итого у нас набегает? .... промолчу. Так вытоге на кого и ради чего или кого мы работаем на Ozon?
Конечно же, речь идет о магазине и товаре, который ввезен официально, если он импортный, растаможен, легален. Либо произведен в России, имеет сертификат качества, гарантию от года до 10 лет. В таком случае средняя маржинальность такого товара, продавцы подтвердят, составляет от 20 до 50% в зависимости от условий закупки и договоренностей. Это без учета услуг Озон. Если в совокупности сложить все затраты, то выходит, что работаем мы вовсе не на себя.
Коечно, если селлер покупает товар в Китае с маржинальностью до 90%, без документов, можете демпинговать сколько влезет, еще что- то и останется. Но, все же хочется торговать качественным, проверенным товаром, за который не стыдно. Чувствую, что на Озоне скоро будет продавать лишь хлам....
ЗЫ - это всего лишь мое мнение, основанное на собственном опыте и может не соотвествовать мнению других селлеров и самого Ozon )