Оптимизация одного бизнес-процесса дала резиденту CLUB 500 плюс миллион к прибыли. Как понять, не пора ли и вам менять процессы?
Иногда в стремлении сделать бизнес-процесс эффективнее, руководители компании очень его усложняют, даже без особой необходимости. Либо наоборот — придерживаются принципа «не трогай то, что работает» и не замечают, что новые технологии давно могли бы значительно упростить работу. В итоге конечный результат обходится компании гораздо дороже, чем мог бы.
Чтобы не терять деньги, стоит задуматься об оптимизации и автоматизации бизнес-процессов. Поговорили об этом с Николаем Подоляном, основателем группы компаний PMP GROUP. На встрече с другими резидентами Club 500 он поделился своим опытом и рассказал, как увеличить прибыль компании с помощью ИТ-решений.
Как понять, что пора начинать оптимизацию
Николай напомнил, что необходимость в бизнес-процессах возникает в тот момент, когда компания переходит с этапа «младенчества» в период роста и систематизации.
В самом начале жизненного цикла бизнеса собственник может сам выполнять все задачи: искать клиентов, продавать, оказывать услуги. Но как только начинается масштабирование, становится невозможно выполнять все функции в одиночку. Для стабильного роста требуется команда, а значит — и бизнес-процессы.
Николай отметил, что со временем бизнес-процессы могут стать такими сложными и объемными, что начинают не только приносить прибыль, но и требовать дополнительных финансовых затрат.
Тогда происходит следующее: компания растет, обороты, выручка и количество сотрудников тоже, а чистая прибыль при этом стоит на месте или вообще становится меньше. Если такое произошло, хороший руководитель начнет процесс оптимизации.
Подобная ситуация произошла в одном из направлений PMP GROUP, где команда Николая занимается поиском и трудоустройством ИТ- и цифровых специалистов для крупных проектов по аутстаф-модели.
«В этом проекте у нас было много рутинных процессов: найти кандидата, собеседовать его, подготовить, добавить в ресурсный банк. Процессы были четко регламентированы, но отнимали много времени и ресурсов»
Команда Николая придумала, как сделать эти процессы быстрее и дешевле, за счет чего чистая прибыль этого направления выросла на миллион рублей в месяц.
Как формируются бизнес-процессы
Когда компания подходит к этапу систематизации, у нее должна появиться стратегия на год. Она нужна, чтобы вся команда понимала, куда двигается компания. Стратегию разрабатывает либо владелец компании, либо совет директоров, в который входят люди, пользующиеся его доверием и обладающие необходимыми знаниями и навыками.
На основе стратегии формируется финансовая модель компании, в которой фиксируются все ресурсы, которые нужны для достижения целей: человеческие, финансовые, материальные.
Основываясь на финмодели, владелец компании прописывает организационную структуру. В этом документе определены все необходимые сотрудники и ожидаемые результаты их работы.
«Важное правило: у каждого сотрудника может быть только один прямой руководитель. Чтобы избежать путаницы и хаоса, сотрудники должны четко понимать, к кому и по какому вопросу они могут обратиться»
Эксперт подчеркнул, что собственнику важно нанимать сотрудников, которые разделяют его цели и убеждения. Это может быть непросто, поэтому в первую очередь важно сформулировать систему ценностей и принципов компании. Опираясь на нее HR-отдел будет искать подходящих людей в команду.
Как отметил Николай, не все собственники придают большое значение ценностям компании, но они необходимы для того, чтобы команда работала как единый слаженный механизм.
В самом начале своего пути предприниматель тестирует бизнес-модель. Когда гипотеза оказывается успешной и приносит прибыль, она должна быть оформлена в понятные бизнес-процессы. Их нужно передать сотрудникам. Это своеобразная «технология успеха», которая поможет многократно воспроизводить достигнутые результаты.
Детали бизнес-процессов фиксируются в специальных регламентах. В частности там описывают ключевые показатели, которые необходимо достичь для реализации стратегических целей. Эти метрики используются для оценки эффективности сотрудников, а также при создании системы мотивации.
Эти процессы со временем могут стать неактуальными, но выполняться «по привычке». Или они «обрастают» новыми, зачастую лишними, действиями, становясь сложнее и дороже. В таких случаях Николай предлагает проанализировать бизнес-процесс и по возможности оптимизировать его.
Процесс оптимизации и автоматизации
Николай Подолян отметил, что не стоит начинать оптимизацию только потому, что кто-то другой ее провел в своей компании. Как и любое действие в бизнесе, оптимизация должна иметь цель и приносить выгоду компании.
Поэтому первым делом нужно оцифровать работу подразделения, работу которого вы хотите оптимизировать.
Как это сделать:
1. Разложите всю деятельность отдела на последовательные задачи.
2. Посчитайте, сколько времени занимает каждая из них.
3. Вычислите стоимость задачи, исходя из затраченного на ее выполнение времени и зарплаты сотрудника, который ее делает.
Таким образом можно посчитать, сколько стоит конкретный процесс. Это точка «А»
Например, команда Николая проанализировала процесс подключения специалиста по модели аутстаф и выяснила, что он занимал 48 часов и стоил 27 250 рублей.
После оцифровки руководитель решает, как можно улучшить процесс — сделать так, чтобы он стал быстрее и дешевле для компании.
В компании Николая Подоляна решили внедрить в процесс подключения специалиста по модели аутстаф нейроассистента, который бы занимался поиском IT- и диджитал-специалистов и общением с ними.
Благодаря оптимизации, время, необходимое для подключения специалиста по аутстафу, сократилось до 6 часов, а стоимость услуги составила 5630 рублей.
Как работает нейроассистент
«У нас есть огромная база кандидатов с рынка — ресурсный банк, где мы по определенному алгоритму ведем рейтинг кандидатов. Мы загружаем эту базу в нейроассистента. Затем он связывается с кандидатом через группу в Telegram, выясняет его готовность заняться проектом и условия работы»
Кандидатов, которых нашел и подготовил к сделке нейроассистент, команда перенаправляет к представителям корпораций. Если обе стороны согласны, к процессу подключается менеджер по продажам и подписывает договор.
В результате такого решения:
- Команда Николая сэкономила 240 000 рублей на процессе поиска специалистов.
- Конверсия в подключение специалиста выросла с 10% до 90%.
- Чистая прибыль в этом направлении увеличилась с 360 000 до 1 440 000 рублей.
«Кроме нейро-HR у нас в бизнесе есть бот, который проводит онбординги для новых сотрудников. К тому же я часто использую нейроаватар для записи видео»
Если вы задумываетесь об оптимизации и автоматизации процессов в своей компании, обратите внимание на возможности, которые открывают нейросети и ИТ-сфера, рекомендует Николай.
Больше статей и кейсов из практики резидентов премиального бизнес-сообщества CLUB 500 — в +500 media.