Как избежать ловушки невозвратных затрат? Признать поражение и развязать себе руки.
Я много раз видела ситуацию, в которой очевидно бесперспективное дело тянут уже не то что за уши, а за отвалившийся хвост.
Людям свойственно пытаться довести до конца дело, в которое вложено много ресурсов. Даже если уже очевидно, что оно не оправдывает ожиданий.
В психологии это явление называется “Ошибка невозвратных затрат” или “Эффект Конкорда”.
Конкорд - сверхзвуковой самолёт, на строительство которого ушло несколько десятков лет и миллиардов долларов. О том, что проект провальный, стало понятно уже через 3 года после начала. Но разработчики пожалели затраченных ресурсов. В итоге, самолет строили ещё более 20 лет, затраты от $130 млн. выросли до $2,8 млрд. Проект закрыли в 2003 году, коммерческого успеха он не достиг, а убытки оказались колоссальными.
Всем нам жаль терять затраченные деньги, время, силы. И мы заставляем себя пытаться дальше. А яма тем временем всё глубже…Сложно выйти из кинотеатра посреди нудного фильма, закончить отношения, которые не приносят ничего кроме разочарования, сменить работу, так и не дождавшись повышения.
В ситуации, когда дело не идёт, мы в первую очередь думаем:
"Я плохо старался!"
"Нужно пытаться ещё!”
Но кому это нужно? Вам? Или начальнику/партнеру/социуму? А может, не нужно никому и вы просто движетесь по инерции или стараетесь выглядеть молодцом в глазах окружающих?
Лошадь сдохла - слезь!
Примеров Эффекта Конкорда бесчисленное множество. Он встречается как в быту, так и в бизнесе. От поедания невкусного блюда, за которое уже заплатили до внедрения совершенно неподходящего компании дорогостоящего программного обеспечения, потому что деньги потрачены, процессы согласованы, а премии поделены.
Отслеживайте в своей жизни ситуации, когда гораздо продуктивнее признать поражение. Списать затраты, развязать себе руки и идти дальше.
Чтобы избежать попадания в ловушку Эффекта Конкорда или минимизировать ущерб:
- Выделяйте пару часов в месяц на анализ своих самых трудозатратных и дискомфортных процессов. Подумайте, как их можно изменить. Убедитесь, что вы не застряли в ошибке невозвратных затрат.
- На старте проектов с большими затратами и рисками определите и ЗАПИШИТЕ ваши цели, лимиты и способы оценки прогресса. Это поможет объективно оценивать ситуацию и контролировать уже затраченные ресурсы. А записанный текст оставит вашему мозгу меньше лазеек для нерациональных решений под влиянием когнитивных искажений.
- Всегда имейте запасной план и ищите альтернативные варианты. Тогда мозг не будет цепляться за текущую ситуацию, как единственно возможную.
- Если сомневаетесь - обсудите происходящее с ключевыми участниками процесса, экспертами или друзьями. Другая точка зрения поможет прояснить реальное положение дел.
- Оцените свои ощущения. Если вы покрываетесь холодным потом от мысли, что так, как сейчас, будет всегда – надо что-то менять.
Каждому время от времени стоит анализировать свою жизнь на предмет залипания в Ошибке невозвратных затрат. Это очень распространенное когнитивное искажение, сильно влияющее на качество жизни. Решения тут часто принимаются болезненно, зато потом можно будет потратить освободившиеся ресурсы на что-то более интересное и перспективное.
Я - Ирина Курбанова, проджект (PMP, PME), бизнес-консультант и автор этого канала.
12 лет я работаю директором по развитию и проектным менеджером в компаниях разного масштаба. В основном, в финансовом и финтех направлениях (фонды, биржи, трейдинг, торговые роботы и вот это вот все нынче модное 😁).
У меня есть канал в ТГ Проекты интроверта. Для предпринимателей, директоров и экспертов, которые уважают себя, партнеров и команду, ищут работающие инструменты, горят своей работой.
В канале советы о том, как:
А ещё рассказываю о важности развития личного бренда и показываю, как это делает интроверт (Я). Приходите, читайте, обсуждайте.