Как написать сопроводительное письмо так, чтобы повысить конверсию открытия резюме
Сопроводительное письмо нужно, чтобы привлечь внимание, подчеркнуть совпадение по требованиям к опыту и мотивировать рекрутера выбрать именно ваше резюме среди других кандидатов. Разбираемся, как написать его так, чтобы увеличить свои шансы получить работу мечты.
Зачем и когда нужно сопроводительное письмо?
Не все компании требует сопроводительные письма, иногда достаточно только резюме. Согласно данным портала HeadHunter, 62% HR готовы рассмотреть резюме без сопроводительного письма.
Чем выше уровень позиции, тем больше внимания уделяется сопроводительному письму: так 65% HRD и руководителей хотят видеть сопроводительное письмо как дополнение к резюме, а 20% ТОП менеджеров не рассматривают резюме кандидата без сопроводительного письма.
Чем сопроводительное письмо отличается от резюме?
В резюме кандидат описывает опыт, приводит показатели KPI и достижения. Сопроводительное письмо — это коммерческое предложение, а его цель — привлечь внимание к вам, чтобы у рекрутера возникло желание прочитать именно ваше резюме и пригласить на собеседование. Поэтому в сопроводительном письме важно то, чем вы можете быть полезны, а не то, как много у вас различных компетенций.
Представьте, что вы пришли в магазин за молоком, времени у вас мало, а приветливый консультант на входе предлагает оценить вкус колбасы. Колбаса на вид хорошая, но вы пришли не за ней и, скорее всего, раздраженно отойдете в сторону. Возможно, консультант может рассказать и про молочную линейку бренда, но он не успеет этого сделать, потому что вы уже прошли мимо.
В сопроводительном письме, в отличие от резюме, важно сделать акцент на том, что вы, с помощью своего опыта, можете решить основную «боль» потенциального работодателя. Так как у каждого работодателя — своя «боль», то и сопроводительное письмо всегда составляется каждый раз заново под новую вакансию.
Как правильно написать сопроводительное письмо:
С чего начать? Если вы знаете имя рекрутера, который ведет вакансию, обязательно напишите его в приветствии — это позволит наладить контакт.
Какой должен быть стиль? Лучше придерживаться делового стиля, избегать жаргонизмов, приветствуется краткость и лаконичность, дружелюбие без навязчивости.
Какие данные надо в нем указать? Это самая важная часть сопроводительного письма, так как в ней кандидат показывает, как его опыт и знания помогут решить основную «боль» работодателя. Поэтому здесь указывают опыт, специализацию, соответствие требованиям вакансии и цифры, подтверждающие все вышесказанное.
Что нельзя писать в сопроводительном письме? В сопроводительном письме недопустимы:
• текст без структуры и конкретики
• панибратство и разговорный стиль
• ошибки, так как каждый 3-ий рекрутер отказывается читать резюме из-за ошибок в сопроводительном письме
• смайлики, так как 29% HR менеджеров воспринимают их крайне негативно
• шаблон, в котором нет искренней заинтересованности или, хотя бы, понимания специфики компании
Как правильно закончить сопроводительное письмо? Оставить лаконичный призыв к действию, выразив желание рассказать подробнее о своем опыте на собеседовании. Напишите контакт для связи в конце, чтобы рекрутер смог быстрее с вами связаться.
Этот лайфхак пока еще мало кто использует, хотя у него есть сильный психологический эффект: создается ощущение, что вы позаботились о комфорте и экономии времени рекрутера, поэтому он будет более расположен к вашей кандидатуре, чем к другим соискателям. Такие полезные лайфхаки существует на каждом шаге поиска работы и прохождении собеседования, вот почему о них важно знать!
Какой оптимальный объем такого письма? Не более 2-3 абзацев, объем 600-700 знаков.
Как адаптировать письмо к конкретной вакансии и работодателю?
В практике 15 лет консалтинга TOP менеджмента часто сталкивалась с ошибками в сопроводительном письме, которые мешали сильным кандидатам получить приглашение на собеседование. Самая распространенная ошибка — не адаптировать сопроводительное письмо под вакансию и писать шаблонные письма.
В сопроводительном письме важно указать то, насколько ваш опыт отвечает требованиям вакансии. Поэтому я рекомендую выбрать из описания вакансии 2-3 ключевые компетенции, которые подтверждаются вашим опытом и указать их в сопроводительном письме. Добавьте цифры и KPI — это придаст вес и позволит рекрутеру выделить вас среди остальных кандидатов, пригласив на встречу.
Как сделать письмо привлекательным и запоминающимся?
Иногда нам кажется, что креативный подход поможет запомниться. Некоторые кандидаты вдохновляются примером австралийки Шарлотты Олсен, которая напечатала информацию о себе на обертке шоколадки, или разработчика Робби Леонарди, который создал резюме в виде игры: переходя на новый уровень, HR получал информацию об опыте кандидата.
Это, конечно, очень интересные кейсы. Однако стоит помнить про статистику Amazon: у рекрутера есть всего 6 секунд на то, чтобы принять решение, подходит ли данный кандидат на позицию. Если ваше послание будет слишком креативным, у рекрутера не будет времени или желания с ним разбираться. Поэтому не рекомендуется создавать сайт или инфографику, если только это не является требованием к сопроводительному письму.
Индивидуальность в сочетании с решением «боли» работодателя — это то, что действительно сделает ваше сопроводительное письмо уникальным и привлекательным. Поэтому важно показать свою мотивацию, для этого я рекомендую написать пару строк о том, почему вы хотите работать в данной компании. Так же HR менеджер скажет вам спасибо, если в этой части вы добавите, как именно вы можете быть полезны компании: так рекрутеру будет проще обосновать, почему на собеседование следует пригласить именно вас.
Автор статьи
executive coach, co-founder, Licensed Professional Counselor
15+ лет консалтинга Топ менеджмента в 7 странах и 7500+ решенных кейсов по вопросам карьерного роста и развития внутри компании, лидерства и управления командам, поддержки на время онбординга, создания стратегии роста для руководителей в компаниях ТОП 10