Не любишь консультантов? Ты просто не умеешь их готовить!
Что вы представляете себе, когда слышите, что человек работает консультантом? Мои родители говорили, что для них консультанты – это люди в строгих костюмах, с портфелями в руках, они что-то печатают на компьютерах, а потом бодро выдают гениальные решения клиентам. Чем-то напоминает героев сериала Suites (в русском переводе «Форс-мажоры»), не правда ли?
Или другая версия от моих друзей: работают круглосуточно, постоянно ездят в командировки, занимаются вообще не понятно чем 😊
Общее в этих образах то, что люди сосредотачиваются на внешней оболочке, потому что совершенно не ясно, что происходит в рабочих процессах. Всем абсолютно понятно, что делает на работе врач, учитель, машинист поезда и т.д. С интеллектуальными «виртуальными» профессиями всегда все сложнее, такой труд неосязаем, а уж работа консультанта – тем более.
В консалтинге, как и в любой другой профессии, есть множество более узких специализаций: юридический, HR, IT, налоговый и т.д. Пока я лечу в самолете в очередную командировку, решила попробовать описать, в чем же, на мой взгляд, заключается работа консультанта в целом и работа организационного консультанта, кем являюсь я уже на протяжении 7 лет.
И начать хочется с патетики. В моем восприятии, консультант, а точнее хороший консультант, – это человек, который искренне хочет помочь клиенту.
Для меня именно эти четыре слова – искреннее желание помочь клиенту – являются ключевыми. Не столь важно, про какой именно консалтинг идет речь. Основная идея в том, что предложения и советы консультанта должны быть на пользу клиенту, делать его бизнес или работу его сотрудников лучше.
Что касается непосредственно консультантов в сфере организационной эффективности, которым являюсь я, то здесь хотела бы написать подробнее.
Есть мнение, что консультант в сфере организационного, производственного консалтинга должен быть экспертом, знать все о производстве и процессах. Иначе как же можно консультировать, если не разбираться в производстве? Мне бы хотелось развеять этот миф.
В начале моего профессионального пути был случай, когда мне нужно было описать бизнес-процессы финансового блока одного машиностроительного холдинга. Чтобы сделать все корректно, я обратилась за помощью к специалисту по финансам, но получила резкий ответ: «Я не собираюсь делать за вас вашу работу. Вы же эксперт, вот и разбирайтесь». Тогда я подумала, что это правдивое утверждение, если я эксперт, значит должна сама во всем разобраться, но лишь со временем я поняла, что невозможно быть лучшими экспертами, чем люди, которые работают на предприятии: никогда консультанту не стать лучшим экспертом в металлургии, чем металлург, или финансист в сфере финансов (как в моем примере).
Истинная сила консультанта не в производственной экспертизе как таковой, а в умении оценить ситуацию со стороны, быстро собрать качественные данные у экспертов и особым образом проанализировать эту информацию.
По сути консультант – это независимый сборщик информации, который умеет смотреть на экспертные данные под новым углом, видеть связи, которые людям изнутри не всегда очевидны. Консультант - это фасилитатор, который умеет задавать правильные вопросы экспертам.
Чтобы правильно собрать информацию, на мой взгляд, важны две вещи: корректная позиция по отношению к клиенту и насмотренность.
Что я подразумеваю под позицией по отношению к клиенту. Если консультант будет пытаться «подстраиваться снизу», то вероятнее всего он получит приукрашенные розовыми единорогами и яркой радугой данные. Проблем совершенно не будет, все на бумагах будет проходить гладко, и вообще не будет понятно, зачем нужны консультанты и что нужно улучшать. Если консультант будет «подстраиваться сверху», то легко скатиться в раздачу готовых решений, применение лучших практик и не заметить за всем этим особенностей конкретной компании. Самая оптимальная позиция – партнерская, на равных: искреннее желание помочь объективно разобраться в ситуации и найти наилучшее решение для конкретной организации.
Насмотренность, в свою очередь, помогает вовремя привлекать нужных экспертов (из компании-клиента или из вне), обращать внимание на значимые вещи, задавать правильные вопросы, что в результате поможет разобраться в конкретном случае и выявить первопричины проблемы. Хороший консультант, обладая насмотренностью, с одной стороны, и желанием действительно помочь клиенту, с другой стороны, четко осознает границы своей компетенции. Плохой консультант легко скатывается в позицию такого рода: «Я и сам все знаю, зачем мне привлекать эксперта, когда можно самому все сделать и заработать больше». Чаще всего за этим следует череда ошибок и неудачных решений для самой компании.
На мой взгляд, желание помочь является также защитой от профессионального выгорания и позволяет консультанту быть успешным. Такой подход способствует разработке действительно стоящих решений для клиентов. Только искреннее желающий помочь консультант способен, например, не просто разработать проект по оптимизации численности на 10%, а придумать схему, где оптимизация будет проведена вдумчиво и точечно, а люди будут не просто сокращены, а перераспределены, а компания еще и получит дополнительную прибыль. Можно быть циничным, а можно создавать благо для компании и для людей.
Возможно, мой взгляд на работу консультанта в чем-то идеалистичен, но именно он помогает мне работать, развиваться и, хочется в это верить, приносить пользу компаниям-клиентам. А как вам кажется, кто такой консультант и что значит быть «хорошим консультантом»?
"Для меня именно эти четыре слова – искреннее желание помочь клиенту – являются ключевыми."-но как правило это человек который думает как выгоднее продать
Заголовок статьи убил. Это из разряда "Вы не любите кошек? Вы просто не умеете их готовить"
Зачем тут обложка сериала про юристов?) Они реальной работой занимаются. 😂