Признаки «стареющей» компании
Жизненный цикл компании - этапы от зарождения до “старости”. Далее ликвидация или возрождение. На каждом уровне управленцы сталкиваются с трудностями. Длительность существования бизнеса зависит от эффективности производственной деятельности, взаимосвязи бизнес процессов, финансовой политики, гибкости управленцев, конкурентных преимуществ.
Зная первые симптомы, предпосылки каждого этапа, легче минимизировать риски, подготовиться к препятствиям на пути развития.
Недостаточно вложиться один раз, когда создается компания и ждать успеха на рынке. Бизнес будет расти при постоянном поиске новых идей, инвестиций для удержания позиций, дальнейшего роста и развития. Только так компания займёт лидирующие позиции.
Этап старения - период упадка, замедление деятельности, снижение продуктивности.
Поговорим о признаках, определяющих "стареющую" организацию. Если хотя бы один актуален для компании - это повод задуматься. Совпали все, тогда стоит обратиться к экспертам за маркетинговым исследованием, оценкой бизнес процессов, продуктивности персонала. По результатам внести коррективы, жизненно необходимые для развития.
Симптомы старения организации:
резкий спад продуктивности;
увеличение количества выгоревших сотрудников;
снижение прибыли;
стагнация более 1 года;
потеря позиций на рынке;
проигрыш конкурентам;
рост конфликтных ситуаций в коллективе;
- высокая текучесть кадров.
Хронический стресс - разрушительная сила не только для одного сотрудника, но и для коллектива. Когда рабочие встречи превратились в поток обвинений, перекладывания ответственности, атмосфера в коллективе ухудшается. Сотрудники боятся проявить инициативу. О каких перспективах может идти речь, если команда разваливается.
Персоналу тем более обидно такое отношение, когда в коллективе устанавливают порядки "неприкасаемые" сотрудники. Речь не о "уважаемых ветеранах труда", у которых стоит перенять опыт, а о "корпоративных акулах". С такими нет желания спорить и лишний раз контактировать.
Ощущение вечной гонки за невидимым призом в результате авралов, горящих дедлайнов приводит к переработкам, эмоциональному выгоранию. Если сотрудникам приходится каждый день задерживаться на работе, а героем компании считается менеджер, который не ходил в отпуск 3 года, роста текучести кадров не избежать.
Когда руководитель позиционирует себя как эксперт во всех областях, в работе будут ошибки. Стоит прислушиваться к узким специалистам с релевантным опытом. Управленец - живой человек, тоже ошибается. Но если это повторяется постоянно по причине самоуверенности, неуважительного отношения к подчиненным, компания развиваться не будет.
Как можно исправить ситуацию
Согласно модели Ицхака Адизеса изменения неизбежны, но не стоит паниковать. Перемены энергозатратны, но необходимы для развития, несут не только проблемы, но и возможности. Прогнозирование на каждом этапе - необходимый инструмент, предотвращающий крах.
На этапе старения важно проанализировать каждый из симптомов. Выявить природу образования. Разработать стратегию развития компании. Принять соответствующие управленческие решения.
Главные задачи руководителя:
формировать стратегические цели развития компании;
отвечать за масштабирование;
контролировать финансовые показатели;
сохранять полученные результаты;
не допускать стагнации, дальнейшего спада;
повышать постоянно мотивацию персонала;
поощрять сотрудников за инициативность.
Помогут бизнес инструменты:
- Анализ финансовой отчётности.
- Маркетинговая стратегия.
- Оценка эффективности бизнес процессов и персонала.
- Корректировка KPI.
- Аудит систем контроля управления процессами.
- Дополнительное образование и обновление знаний собственника или топ менеджмента.
Главный враг бизнес процессов, выстроенных результативно - бюрократия. Старайтесь минимизировать количество совещаний, ступеней согласования задач в организации. Бюрократические процессы съедают рабочее время, а иногда и силы, необходимые для решения задач.
Баланс между работой и личной жизнью - это норма, а не привилегия для избранных. Если сотрудники работают без удовольствия стоит проанализировать функционал, разработать понятную мотивацию, уделить внимание, разобраться в причинах выгорания или потери эффективности.
e-mail: uelena@hrbiz.ru
тел.: +7 (964) 793-70-84
Читайте так же:
- Как делегировать, чтобы компания развивалась, а сотрудники не разбежались
- Мотивация и гиперответственность руководителей
- Как мотивация сотрудников помогает снизить текучесть кадров
- Стоимость поиска, подбора персонала. В каких случаях стоит делегировать
- Как и зачем проводить оценку компетенций отдела продаж на примере кейса из нашей практики
- Что должен уметь маркетолог, чтобы бюджеты не сливать, а заказы регулярно поступали в компанию
- Как подготовиться к собеседованию, чтобы кандидат не сбежал
- 5 главных признаков, помогающих определить профессионализм рекрутёра
- Как поддержать командный дух в коллективе во время кризиса?
- Как наладить эффективную систему обучения в отделе продаж? 5 полезных советов
- 4 главных трудности, с которыми сталкиваются руководители при найме сотрудников
- Что делать, чтобы предотвратить выгорание сотрудников в отделе продаж?
- Найти и обезвредить: как понять, что человек врёт про свой опыт в резюме?
- Как найти менеджера по продажам: отбор, собеседование, найм
- 5 методов развития лидерских качеств в своих сотрудниках