Тимлид: друг, наставник, судья и палач [и его роль в процессе онбординга]
Всем привет! Мы торжественно возвращаемся на VC. ru (надеемся, вы скучали!) . У нас накопилось столько тем для обсуждения. Теперь будем регулярно делиться здесь своими мыслями и наработками.
И первую нашу статью мы решили посвятить теме онбординга со стороны тимлида. Ведь для нового сотрудника нет человека ближе, чем тимлид, — ни в команде, ни в компании. Ему доверяют, на него рассчитывают — и если с ним не будет взаимопонимания, его не будет и с компанией.
Поэтому тимлиду важно помогать новичку:
- Влиться в команду и процессы;
- Составить план работ на период ИС;
- Разработать ИПР – помочь человеку увидеть собственный потенциал и возможности для развития;
- Не переставать верить в свои силы (это если они есть, конечно) .
Это важнее, чем кажется, — вот немного занимательной статистики 👇
В российских компаниях ⅓ сотрудников увольняется в период испытательного срока. А это потери — времени, денег, а иногда и надежд.
Успешный онбординг = производительность труда +70% уже в первые 3 месяца (Glassdoor как-то посчитал, спасибо ему за это) . И как результат — сотрудники, которые быстро поняли, что к чему, работают в компании дольше (правда, может, дело не в онбординге, а в том, что они сами по себе сообразительные?) .
Чем комфортнее человек ощущает себя на рабочем месте, тем меньше ошибок совершает. Всё потому что он не боится задавать вопросы, спрашивать совета и, самое главное, — не боится ошибаться. А, следовательно, быстрее учится исправлять ошибки и не повторять их впредь.
Хороший онбординг:
- Экономит время, деньги и силы
- Помогает новым сотрудникам быстрее начать работать н о р м а л ь н о
- Настраивает на продолжительное сотрудничество
- Снижает риски нелепых факапов
Пребординг
Как только человек принял оффер, он уже наш человек 🖖 Решение организационных вопросов обычно берут на себя HR. Но тимлид и команда тоже могут помочь новому сотруднику быстрее адаптироваться.
Как? Самое главное – создать план задач на период ИС. Причём подготовить его следует до выхода нового сотрудника. Составить список задач, определить приоритетность («горящие», «полыхающие», «тлеющие»…) , оформить его в виде структурированной таблицы или схемы (в общем, как для себя) .
Что он должен включать в себя:
Задачи по изучению проекта
Человек должен понимать специфику проекта, ознакомиться с документацией и усвоить принципы её написания в процессе дальнейшей работы
Задачи «на каждый день»
Собственно, основной функционал нового сотрудника — то, ради чего это всё
Задачи для определения потенциала
Это могут быть задачи-вызовы, с подвохом или требующие творческого подхода (наверняка, на дне бэклога таких достаточно)
Первый день
Он важный самый. Причём, как с практической, так и с психологической точки зрения.
Рациональный аспект
В первый день на работе важно выполнить эти 6 пунктов:
- Познакомиться с командой и процессами (куда же без этого) ;
- Изучить схему внутренних и внешних связей. Чтобы успешно взаимодействовать с другими, нужно понимать, с кем, когда и как это делать;
- Запланировать встречи и митапы на первую неделю. Расписание – залог дисциплины;
- Поставить задачи. Человек должен как можно скорее получить представление о том, что ему предстоит делать, – и не только сегодня, но и в ближайшем светлом будущем;
- Получить ментора (если предполагается) .
Эмоциональный аспект
Каждый важен, каждый нужен. Помогите человеку понять, что он теперь – часть корабля. Отныне вы – одна команда, и его работа важна и ценна.
Первая неделя
Даже если вы передали кому-то из коллег менторство над новоприбывшим, не пускайте всё на самотёк – найдите время заглянуть в джиру и убедиться, что все правильно понимают друг друга. Убедитесь, что связи выстраиваются, коммуникация осуществляется, а все нужные знакомства состоялись.
А в конце недели поговорите с виновником торжества: спросите, всё ли понятно, что нравится, что не нравится, с какими проблемами довелось столкнуться, нужна ли помощь с их решением и прочее.
Первый месяц
Фундамент был заложен в первую неделю. Пришла пора возводить несущие стены. Вряд ли кто-то способен постичь все тонкости внутренней жизни за 5 рабочих дней. Поэтому важно не бросать новичка наедине с хаосом в его душе и возможными проблемами периода адаптации.
А для этого нужно:
- Конечно же, проводить постоянныи мониторинг успешности новичка (по итогам выполнения задач) ;
- Узнать мнение его ментора и коллег, которые взаимодействуют с новым человеком на регулярной основе;
- Поддерживать связь с самим новичком, отвечать на вопросы и самому их задавать.
Экватор: полтора месяца позади
По прошествии 6 недель проводится ещё одна встреча 1:1 – только уже более масштабная. Желательно попросить HR к этому моменту собрать фидбеки от всех коллег, с которыми взаимодействовал новый сотрудник. Также это прекрасный момент, чтобы обсудить, как были решены (и были ли?) проблемы, обозначенные на прошлом 1:1.
А также:
- Дать конструктивную обратную связь, изложив своё личное мнение;
- Обсудить процесс взаимодействия с командой и другими отделами;
- Обсудить возникшие сложности и определить пути их преодоления;
- Дать оценку эффективности. А вернее — определить, есть ли положительная динамика, чего человеку не хватает для более быстрой и лёгкой адаптации;
- При необходимости внести корректировки в рабочий план во время испытательного срока.
И самое важное — сделать выводы.
За неделю до
Пришло время принимать решение: будем ли мы работать дальше, или лучше каждому идти своим путём. К слову, если осознание пришло к вам раньше, совсем не обязательно ждать 3 месяца.
Если вы поняли, что человек вам не подходит, ещё до завершения ИС – сразу сообщите об этом HR.
👍 Если решение положительное, – составьте ориентировочный план на следующие 3 месяца.
👎 Если «хватит это терпеть» – морально подготовьтесь к грустному разговору.
Немного юридических тонкостей
Испытательный срок устанавливается Трудовым кодексом и не должен превышать:
- 6 месяцев для лиц, занимающих руководящую должность;
- 3 месяцев для всех остальных категорий сотрудников.
Сократить ИС – можно. Продлить – нельзя. Если испытательный срок истёк, а сотрудник продолжает работать, то считается, что он прошёл проверку. Он признан работником, умения и навыки которого соответствуют заявленным требованиям. По истечении срока, прописанного в трудовом договоре, процедура увольнения меняется.
Увольнение в период ИС
В случае, если работодатель решил досрочно уволить сотрудника по причине непрохождения ИС, то ст. 71 ТК РФ обязывает уведомить о решении работника за 3 дня до увольнения. При этом сообщить ему об этом следует также минимум за 3 рабочих дня до даты завершения ИС.
Важно держать в уме эти детали, чтобы потом не было бюрократически мучительно больно.
За день до
Жребий брошен, пробил час! Вечером можно открыть шампанское, но сначала нужно:
- Провести встречу с [уже не] новичком по итогам испытательного срока;
- Поздравить нового члена команды с успешным завершением ИС;
- Обсудить дальнейшие планы (для начала – на ближайшие 3 месяца) с учётом перспектив и обоюдных желаний;
- Структурировать и детализировать ИПР и вместе стремиться к совершенству.
Вот, собственно, и всё. Надеемся, эта небольшая памятка поможет вам в формировании идеальной команды. Для удобства мы оформили для вас в один чек-лист онбординга, не стесняйтесь периодически заглядывать в него 👌
Чек-лист по онбордингу для тимлида
Пребординг
- определить для себя, чего вы ждёте от нового сотрудника
- составить список необходимых доступов
- составить примерный план на время ИС
- подготовить задачи для нового сотрудника
- подготовить информацию, необходимую для ознакомления с проектами
Если есть какие-то материалы – манифест команды, описание регламентов и рабочих процессов – заранее предоставить их новичку.
Первый день
- познакомить новичка с командой;
- познакомить его с рабочими процессами;
- познакомить со всеми, кто может помочь в работе или просто быть полезен;
- назначить ментора в команде (если это нужно) ;
- поставить задачи на ближайший период;
- поговорить о важном.
Первая неделя
- проверить выполнение задач, оценить уровень качества и скорость выполнения;
- убедиться в отсутствии коммуникативных проблем;
- в случае выявления оных – предложить решение;
- запросить у новичка фидбек о рабочих процессах;
- внести ясность в случае необходимости.
Первый месяц
- продолжать ненавязчиво следить за успехами нашего подопечного;
- получить фидбек от остальной команды;
- Поделиться фидбеком с HR.
Второй месяц
- продолжать ненавязчиво следить за успехами нашего подопечного;
- привлечь новичка к неким командным активностям.
Третий месяц
- сделать выводы о сильных и слабых сторонах нового сотрудника;
- принять решение о дальнейшей совместной работе либо прекращении сотрудничества;
- сообщить о принятом решении HR;
- провести последний 1:1:1 и обсудить планы на ближайшие 3 месяца.
Крутой структурированный материал, спасибо ) Пишите еще, делитесь наработками )