Явные и неявные конфликты в организации: предупреждение и способы их разрешения
Управление конфликтами - тема, которую хочет обойти стороной каждый предприниматель. Если бы в жизни была только радуга и единороги, а люди всегда милыми и приветливыми, нам бы не приходилось каждый день читать новости о негативных событиях, происходящих вокруг. Вся наша жизнь пронизана конфликтами и высшая мудрость руководителя заключается в их предупреждении.
Руководитель, который управляет сотрудниками, должен быть не просто хорошим менеджером, для него еще очень важно разбираться в психологии человека.
Ведь, что такое коллектив? Это сложная система, которая состоит из отдельных личностей и групп людей, связанных между собой. Затем раскручиваем каждое понятие: личность, индивидуальность, темперамент и его типы: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.
Как только предприниматель разберется с этими понятиями, он сразу начинает замечать, что люди с разным типом темперамента по-разному реагируют на его просьбы и замечания. Например, человек с преобладающим типом сангвиник, быстро отреагирует на замечание, то меланхолик, не станет проявлять внешней реакции, но будет очень долго и тяжело переживать это событие внутри себя. Флегматикам сложно приспособиться к новой обстановке, поэтому руководителю без надобности не нужно перемещать их с одного рабочего места на другое. Зато холерикам подавай постоянное разнообразие в работе.
Как на это может повлиять руководитель? Очень просто. Желательно на этапе отбора и найма брать в команду подходящий под критерии оценки персонал. Если коллектив уже сформирован и конфликтные ситуации имеют место быть - разбираться быстро и не доводить их до стадии неразрешимых 👌
Что такое конфликт? Это проблема, выраженная в отсутствии согласия между двумя и более сторонами. В конфликтах могут принимать участие конкретные лица или даже целые группы. Это столкновение, вызванное нарушением этических норм, противоречивыми целями, принципами и поведением людей.
Самый простой и легкоразрешимый вид конфликта в организации - явный или открытый конфликт. Появилась проблема, находим компромисс для ее решения с помощью участия всех сторон. В таком случае, сами люди чувствуют себя причастными к разрешению проблемы и начинают сотрудничать друг с другом.
Самые опасные конфликты - неявные или скрытые. Обнаружить на раннем этапе их бывает очень сложно, но если признаки появляются, то такие:
- У персонала растет чувство неудовлетворенности, усталость, апатичность к бизнес-процессам (перегружен, недогружен, несправедливая з/п и т.д.), растет текучесть кадров, снижается общая производительность;
- Коллектив разбивается на мелкие группы, которые враждуют друг с другом, не общаются и не взаимодействуют;
- Каждая группа считает только свои цели верными, начинает придавать значение “победе” в конфликтах, а не решению настоящей проблемы.
С неявными конфликтами работать сложнее всего, поэтому лучше их вовсе не допускать. Подскажу несколько методов, о которых я рассказываю предпринимателям на тренингах и стратегических сессиях, потому что проблема существует. И пока в бизнесе не будет настроена система регулярного менеджмента, конфликтов среди отдельных сотрудников или локальных групп не избежать 🤕
Что предприниматель может сделать уже сегодня, чтобы снять напряженность в коллективе:
- Создать хорошие условия для ежедневноц трудовой деятельности своих сотрудников;
- Строить регулярный менеджмент, на основе доверия, лидерства и командообразования;
- Максимально четко распределить функции, права, ответственность и согласовать интересы людей в коллективе;
- Выявить потребности своих сотрудников и создать такие условия, которые позволят их удовлетворить;
- Сформировать рабочие группы (отделы) с учетом совместимости по типам темперамента;
- Уметь вовремя обнаружить противоречия и разногласия, постараться решить их на корню, путем переговоров и компромиссов.
Как я сказал вначале поста, в управлении конфликтами, важно работать на предупреждение.
Формировать и развивать свой коллектив поэтапно, постоянно находиться внутри событий, быть внимательным и заинтересованным в каждом человеке. Умение предпринимателя работать с конфликтами поможет достичь лучших результатов и развивать компанию в соответствии с её целями и стратегией 💯
Если интересно узнать, как правильно выстраивать этапы развития коллектива в компании. Какие подводные камни на каждом этапе могут поджидать и с помощью чего с ними работать, напишите мне об этом в комментариях — в ближайшее время я подготовлю материал.