Как научиться управлять эмоциями и использовать их во благо
Наши эмоции часто охватывают наше сознание и мешают нам мыслить здраво и рационально, принимать взвешенные решения. Отсюда возникает логичный вопрос: можно ли винить во всём свой темперамент, или же с эмоциями можно работать и научиться управлять ими так, чтобы даже не самые позитивные переживания разворачивать себе на пользу. Эмоции – это психический процесс, отражающий субъективное оценочное отношение индивида к различным ситуациям и объектам. С научной точки зрения они представляют собой электрические импульсы в мозгу и бывают как врождёнными, так и приобретёнными, то есть формируются на основе опыта и обучения. Важно понимать, что эмоции являются частью нашей биоэнергетики, такой же естественной составляющей организма, как кровь или лимфа. С их помощью мы взаимодействуем с реальностью, получаем сигналы, формируем представления и принимаем решения. В далёком прошлом эмоции помогали животным оценивать значимость событий и отслеживать внутреннее состояние. В ходе эволюции они стали реакцией не только на реальные, но и на воображаемые события.
Многие путают эмоции и чувства, но это разные понятия. Эмоции обычно кратковременные, а чувс��ва более долгие и устойчивые. Случается, что из-за травмы мозга человек утрачивает способность испытывать эмоции, и вместе с этим теряется возможность делать выбор на основе субъективных предпочтений. Логика, к сожалению или к счастью, не универсальный инструмент и здесь не помогает. Способность переживать эмоции делает нас живыми и полноценными. Эмоциональная отзывчивость нужна для эффективной коммуникации, но при этом важно осознавать, что сильные импульсы легко могут обмануть. Человек, руководствующийся одной лишь эмоциональной реакцией, может совершать импульсивные и ошибочные поступки, поскольку эмоции порой оказываются сильнее разума. Даже люди, осознанно относящиеся к своей жизни, могут в состоянии гнева или страха совершать неразумные действия и сожалеть о них впоследствии.
При этом полноценное существование без эмоций невозможно, поэтому речь идёт не о подавлении, а о развитии навыков самоконтроля и регулирования интенсивности переживаний. Этот навык формируется с возрастом, и у каждого человека он развит в разной степени. Труднее всего даётся контроль тем, кого в детстве взрослые наказывали за проявление эмоций, внушая идею, что их нужно подавлять. Тогда навык управлять своими переживаниями попросту не развивается. Одна из типичных ошибок – блокировать нежелательные эмоции и делать вид, что их не существует. Это ведёт к дополнительному стрессу и негативным последствиям для психики. Некоторые люди пытаются поверх негативной эмоции «натянуть» фальшивую улыбку и притвориться, что всё в порядке, что также добавляет внутреннего напряжения. Другая частая ситуация – доводить свою реакцию до предела: кричать, бить посуду, замыкаться в себе при страхе. Обществу это выглядит странно и мешает конструктивному общению. Ещё одна проблема – когда человек перекладывает вину за поступки на эмоции, мол, «я был слишком зол» или «не выспался». Так люди с лёгкостью освобождают себя от ответственности, хотя прекрасно отдают отчёт в своих действиях.
Случается и так, что некоторые пытаются всегда пребывать в хорошем настроении, загоняя себя в состояние постоянной «радости» и внушая, что так и должно быть. Это приводит к отрыву от реальности и рано или поздно заканчивается истощением и болезненным столкновением с правдой жизни. Чтобы научиться управлять эмоциями, нужно сначала разобраться в своих потребностях и желаниях, потому что именно неудовлетворённые ожидания чаще всего вызывают отрицательные переживания. При этом мы не всегда осознаём, чего хотим на самом деле. Важный шаг – научиться чётко распознавать конкретные эмоции. Помогает так называемый «дневник эмоций», куда человек записывает, что он чувствует в течение дня. Сначала это может быть простое «плохо» или «хорошо», а со временем появляется понимание оттенков: злость или обида, страх или зависть, тоска или умиротворение. Ещё одно полезное умение – наблюдать за чувствами других людей, слушать, что они говорят, задавать вопросы вроде «тебе сейчас обидно?» или «ты чувствуешь страх?». Это развивает и эмпатию, и способность точнее понимать свою реакцию.
Важно научиться принимать любую эмоцию, даже ту, что в обществе считается плохой или стыдной. Злость, зависть, страх, обида – все они в определённом смысле полезны и сигнализируют о том, что происходит что-то важное. Если запрещать себе испытывать эти состояния, то к ним неизбежно будут добавляться чувства вины и стыда. Гораздо эффективнее признать их существование и научиться ими управлять. При регулярной практике осознания, проговаривания своих переживаний и отказа от установки «какие-то эмоции – плохие», разум начинает сотрудничать с эмоциональной сферой, и вспышки становятся менее разрушительными. У каждой эмоции есть три составляющих: мышечная (напряжение или расслабление), вегетативная (изменение дыхания, сердцебиения) и когнитивная (сопровождающие мысли). С каждой из них следует работать, используя мышечные и дыхательные упражнения, а также осознавая, какие именно мысли сопровождают всплеск.
Остановить сильную эмоцию в момент её проявления обычному человеку практически невозможно, поскольку она моментально побуждает к действиям. Единственный выход – заранее выработать рефлекс, который помогает стабилизировать состояние в момент всплеска. Для этого рекомендуется регулярно тренироваться: вспоминая ситуацию, которая когда-то вызвала гнев или обиду, нужно сделать глубокий вдох и медленный выдох. Со временем это действие станет автоматическим. Помогает и медитация, поскольку она учит фокусироваться на телесных ощущениях и отслеживать своё реальное состояние, выявляя, чего мы хотим и к чему стремимся. Когда человек обретает навык понимать и контролировать эмоции, это улучшает коммуникацию, способствует личному росту и даёт возможность принимать более взвешенные решения. Не стоит бояться своих переживаний: когда мы осознаём их и умеем использовать себе во благо, жизнь становится значительно полнее и интереснее.